ridht
ТОННЕЛЬ
Выпуск № 38 (2011)
TUNNEL
 

Никифоров А.С..

ТРИАЛЕКТИКУ … В БЫТ, В ПЛОТЬ, В КРОВЬ …

Всему свое время
Русское Радио

В родстве со всем, что есть, уверясь,
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.
..
Б. Пастернак

Повторюсь: "Разговор о смысловом (предметном) порядке в терминах "диалектика", "триалектика" и прочая "-лектика" действительно назрел". Причем до такой степени, что проблема разрешения дилеммы "или да, или нет" в отношении триалектики встает уже во весь рост…

Перечитал новую статью о диалектике С. Костюченко и старую статью В. Рогожина о троичности, опубликованную на АТ аж 2.02.2004 г. Но прежде удалось посмотреть в блоге Н. Александрова Вестника Академии две его изумительные подборки: "Сто страниц о двоичности" и "Двести страниц о троичности", выставленные 4 февраля (то есть уже после моих "Девяти страниц о триалектике" - от 3.02.11). Они-то и укрепили меня в моей позиции можно сказать окончательно и бесповоротно…

Как "шутил" В. Маяковский, первым математиком был не тот, кто записал 2 х 2 = 4, а кто "к двум окуркам прибавил еще два окурка" и в итоге разбогател до четырех окурков. Странное дело, но у Рогожина в его превосходной подборке работ по истории развития темы троичности нет ни единого употребления термина "триалектика". По сути, та же картина, что и с окурками: результат есть, а теории нет, но которая появилась позже в других статьях: у Сергиенко, Татура, Волгина, др. И стала претендовать на то, чтобы её именно так и именовали: "триалектика". Однако, как выяснилось, новости обрадовались далеко не все, а кое-кто даже стал морщить нос как от всякой неприличной "ереси"…

И что же теперь делать с новым термином, возникшем на философском поприще? "Закрыть Америку!"? Или смириться, как тот генерал у Салтыкова-Щедрина: "Но, кажется, сие от меня уже не зависит"?

Лично я предпочитаю последний вариант, ибо вижу, что триалектика смотрит на нас со всех уже сторон; и совершенно уверен, что слово это обещает придать новый импульс развитию философской мысли, кризис которой стал сегодня совершенно очевидным явлением, И не только смириться, а и принять как "божий дар"…

Что ни говори, а это факт: именно диалектика принуждает философию вечно кружить вокруг главной проблемы философии - проблемы человека, каким-то невероятным образом обходя третью ипостась человека, имя которой до сих пор в науке не определено соответствующим, иначе говоря, адекватным понятием.

Это имя есть "интеллект" - третья ипостась сущности человека, без определения которой философия всегда будет вынуждена буквально блудить вокруг проблемы человека, ограничившись представлениями античной философии о идеальном и материальном, иначе, духовном и телесном. Соглашаясь при этом, что усилия разума дать научные определения таким старинным словам, как тело, душа и разум, тщетны и обречены на тот же самый результат: дескать, "все приходит на круги своя…"

Взирая на человека, каждый видит, что перед ним троичное существо, что человек разумен, телесен и духовен, и тем не менее никто не хочет выйти за рамки античных представлений, что де "душа и разум - одно и то же". Никто не хочет задуматься над тем, зачем нужны два слова, если они обозначают одно и то же?..

Из античной философии пришло представление, что человек наряду с Макрокосмом - Вселенной, представляет собой Микрокосм, вбирающий в себя и всю Вселенную. И вот факт: взирая на Небо, мы видим три важнейших для своего существования космических предмета - Солнце, Луну и Землю (на которой и сидим). Но кто нам скажет, что Солнцу человек обязан своим интеллектом, Земле - своей биологической жизнью, а Луне - духовно-социальным развитием. Ведь это Солнце дает нам возможность интеллектуально созерцать природу, космос и всё, что происходит в жизни расположившегося на Земле человеческого общества. И не только созерцать, но и участвовать в социальных процессах, сориентированных на свойства Луны, как-то: устраивать календари, увязывать производственные и прочие жизненные циклы…

Но энергия Солнца, соединяясь через Свет с первой субстанцией Космоса - под названием "Тьма кромешная", в результате, скажем так, метафизического взаимодействия, даёт нам Цвет. Свет, Тьма и Цвет - вот еще одна троичность, привлекающая внимание жрецов и философствующих мудрецов с древнейших времен. Один из них - Павел Флоренский, однажды догадался, что именно в мистике цвете заключена вся вселенская мудрость - София. Другой из них - Дмитрий Щедровицкий, рассказывает в своих знаменитых лекциях теологам, что библейским символом этой вселенской мудрости - Софии стал Первочеловек по имени Адам (Адам Кадмон - Википедия - в иудейской транскрипции), от которого де и произошел род человеческий. Цвет - вот главное, что присутствует в живых клетках человеческого организма. Лично по моей транскрипции всякий Человек это и есть само воплощение мистического Адама Кадмона - Человеко-Цвета. В том, что организм человека - это цвет, что каждая живая клетка, каждая хромосома - это цвет … легко убедиться, направив туда скальпель, окуляры микроскопов или щупальца лазеров…

И это притом, что каждая живая клетка питается общим для живого организма "хлебом", состоящем опять же "из трех". Это есть воздух, вода и растительно-животная пища. Достаточно убрать одно из трех и гибнет целое - погибает жизнь. Уже на приведенных примерах видно, что троичность это своего рода Закон

Далее. Есть такое понятие как "образ и подобие". Каждый из детей есть образ и подобие своих родителей. Библейская традиция связывает этот "образ и подобие" человека с образом Творца как Бога-Отца всего человечества. И что этот Творец выступает в образе Святой Троицы, известной как "Бог-Отец и Бог-Сын и Бог-Дух Святой" и психологически оформленной в "Закон Божий", с детства постигаемый каждым крещеным верующим…

Однако Наука не спешит согласиться с библейскими "истинами", а чаще всего с порога отвергает их…

И как быть в таком случае некрещеным и неверующим? Отказаться от понимания, что каждый из них, наследуя "образ и подобие" родителей, тоже подчиняется Закону троичности, ибо в нем наследуется образ и подобие отца, образ и подобие матери и, кроме того, присутствует собственная индивидуальность, именуемая "сыном человеческим". Ведь это же голый факт, что ныне всякий сын или дочь человека потому и приобретает Имя, Отчество и Фамилию в паспорте, чтобы быть навсегда связанным с отцом и матерью узами Закона троичности Рода.

Сегодня на наших глазах рушатся семьи, едва успев возникнуть, оставляя глубокие душевные раны у одних, одиночество - у других и безотцовщину - у третьих, но ведь еще есть "отказники", с которыми общество уже не знает, что делать и потому продает налево и направо как запчасти. Позорнейшее явление!..

Смею еще раз заверить: все это происходит благодаря тому, что наука все еще игнорирует метод триалектики ни в познании человека, ни в повседневной организации его бытия, в котором едва ли не заглавную роль играет воспитание, развитие и образование человека - как Человека с большой буквы…

Мы уже привыкли слышать, что все зависит от культуры человека, но совершенно не слышим и не знаем примеров того, что требуется сделать, чтобы вырастить и воспитать культурного человека. Несмотря даже на то, что такие примеры есть, но они не узаконены, поскольку наши юристы, скучковавшись в различного уровня парламентах вообще этих вопросов не касаются…

У всякого нормального человека слово культура ассоциируется с искусством и воспитанием, и, разумеется, с искусством воспитания и образования. Уже на этом основании пора ученым и педагогам понять, что всякое воспитание должно начинаться с постижения ребенком искусства. Если было когда-то сказано: "культуру в кровь, в плоть, в быт", то сегодня надо эту фразу отнести и к искусству. Буквально, следует говорить: "искусство - в кровь, в плоть, в быт".

Чтобы еще более усилить значение искусства для воспитания человека, мы и говорим, что через базовые виды искусства воспитывается и развивается интеллект ребенка, интеллект человека, и, следовательно, интеллектуальное воспитание возможно исключительно через раннее приобщение человека (ещё ребенка) к искусству живописи, искусству музыки и искусству слова. Это такой же Закон троичности для интеллектуального воспитания, как и Закон природы для физического организма, требующий воздуха, воды и пищи, без любого из которых организм гибнет. Или такой же Закон троичности, как и Закон природы для духовно-социального образования, требующий профессионального, экономического и политического образования.

Говоря иначе, речь идет о соблюдении Закона триалектики, исходящего из философского развития законов диалектики, каждый из которых требует исполнения как Закон Природы и как Закон природы Человека.

Человек тогда сдвинется с "мертвой точки" в науке и самопознании, когда наука примет Триалектику как руководство к действию. По признанию автора книги "Искусство программирования" П. Брусенцова: "Сумерки науки будут продолжаться до тех пор, пока кто-нибудь не освоит троичную логику и не реализует её технически". Этого не случилось, и потому созданные ученым на троичной логике компьютеры по причине хромой логики субъектов-консерваторов не получили должного признания и распространения. Понесенный Российской наукой ущерб пока остается невосполнимым. И потому она (наука) все еще пребывает в сумерках. Не побоюсь добавить: в том числе и в сумерках философского невежества…

Метод триалектики на сегодня - это крайняя простота в понимании природы человека. Та простота, о которой так прекрасно было в свое время сказано поэтом: "В родстве со всем, что есть, уверясь // И знаясь с будущим в быту, // Нельзя не впасть к концу, как в ересь, // В неслыханную простоту".

"Неслыханную простоту" - вот что, как я полагаю, обещает метод триалектики в понимании и формировании Личности, гармонично развитой в интеллектуальном и физическом и духовно-социальном отношении (говорю это, три раза внутренне перекрестившись). Некоторые из спесивых, высокомерных и заносчивых ученых в подобных случаях обращения к простому и понятному, любят применить термин "профанация" и продолжают усердствовать в своих научных "спекуляциях", и кто от этого выигрывает? Истина? Едва ли!..

Когда-то, в далеком 1921 году вождь пролетариата учил своих соратников, что "для перехода к новому общественному строю руководящему слою коммунистов нехватает культурности", и потому требовал: "Культуру в кровь, в плоть, в быт…". Мы говорим сегодня, что в быт, в кровь, в плоть надо вносить интеллектуальное воспитание человека через тотальное приобщение его к культуре через постижение искусства. В противном случае остается закрыть все учреждения культуры и искусства, чтобы убедиться окончательно, как без искусства на глазах погибнет и сам человек, о чем, кстати, в далекие 50-е годы предупреждал ЦК КПСС великий подвижник идеи "искусство - в массы", на сем и скончавшийся - автор знаменитой "Молодой гвардии" писатель А. Фадеев. Ему не поверили, и вот - дождались, … "исчезла" страна и … советский человек…

Но мы говорим сегодня и о том, что уже само собой во все щели прорывается к нам: В кровь, в плоть, в быт и в науку надо внедрять метод триалектики, позволяющий из троичности выделить в качестве самостоятельного аспекта интеллект и делать ставку на интеллектуальное воспитание человека…

Надо вполне сознавать, о чем идет речь. О необходимости выстраивания новой педагогической технологии по формированию человека как Личности, гармонично развитой в интеллектуальном и физическом и духовно-социальном отношении. Надо вполне сознавать и то, что новое время требует новых технологий в промышленности и производстве потребительских товаров, и что только современная Личность, воспитанная, развитая и образованная по новым педагогическим технологиям способна стать адекватной требованиям времени…

Завершу свою заметку признанием. "Сто страниц о двоичности" и "Двести страниц о троичности" профессора Н.Александрова и вот только что прочитанная свежая статья доктора философии П. Сергиенко о триалектике прямо выводят меня на признание необходимости отнестись к методу триалектики точно так, как когда-то Ленин - к культуре. Ибо метод триалектики вполне достоин, чтобы его внедрять "в культуру, в плоть, в кровь, в быт", начиная с педучилищ и дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и кончая педагогическими и юридическими университетами и вообще - Высшей школой…

Меня лично именно этот метод вывел на Основной Закон Человека, на Закон Развития Человека, на Основной Закон Государства. Полагаю, что этот метод способен вывести на прямой путь в познании человека и каждого педагога, учителя, воспитателя, а также и любого родителя…

Как учит Ф. Бэкон: "Нет ничего столь глубокого и сложного, что, будучи до конца понятно и став общеизвестным, не могло бы быть внушено даже тяжелодуму".

И еще: Тщетно ожидать большого прибавления в знаниях от введения и прививки нового к старому. Должно быть совершено обновление до последних основ, если мы не хотим вечно вращаться в круге с самым ничтожным движением вперед".

Именно метод триалектики способен совершить обновление философской мысли до последних основ и спасти даже тяжелодума. Но это означает, что теперь дело заключается в том, как сделать этот метод общедоступным

Об авторе: Никифоров Анатолий Сергеевич (А.Матурский) см. http://www.trinitas.ru/rus/doc/avtr/01/0981-00.htm

Источник: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00161799.htm

   
 

Вернуться в "СОДЕРЖАНИЕ"