ridht

ТОННЕЛЬ
Выпуск № 29 (2008)
TUNNEL

В.И. Кучеренко

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

Существующие научные взгляды основаны главным образом на субъективных и часто весьма неадекватных оценках и предположениях. Такие оценки сами по себе, а также их распространенность и даже популярность в научной среде указывают на своеобразие мышления многих представителей науки. В большой степени оно совпадает с архаичным мышлением древних и первобытных людей. К признакам архаичного мышления относятся следующие: нерациональность суждений; наивный примитивизм; склонность к мистике; подмена недостающих знаний слепой и абсурдной верой; уподобление человека иным объектам живой и неживой природы; приписывание признаков жизни и разума объектам и явлениям, которые таковых не имеют; мифотворчество и т.д. [1-5]. В силу указанных обстоятельств возникают большие затруднения с формулированием концепций, выбором направлений для исследования, выявлением данных, получением результатов и особенно их анализом и интерпретацией. Следует также отметить, что подавляющее большинство исследований методологически некорректны, поскольку до последнего времени общие основы научной методологии не были сформулированы в достаточно полной мере и потому не могли быть эффективно реализованы в практической деятельности. В результате то, что принято называть наукой, во многом стало системой псевдонаучных построений.

Очень показательной в этом отношении является область изучения сознания человека. Здесь некоторые правильные, но разрозненные соображения соседствуют со множеством совершенно необоснованных умозрительных предположений, многие факты имеют неверное истолкование, а для части фактов объяснения вообще не даны. Существующие представления в этой области не могут не удивлять. Вот несколько примеров. Якобы помимо сознания есть и некое подсознание. Мало того, что это понятие надумано и ни с чем реальным не сообразуется. По сути, человека наделяют двумя типами сознания, что означает раздвоение личности. И с точки зрения такой патологии "изучают" или предлагают "изучать" сознание в норме. А дробление сознания продолжается. Уже оперируют понятием надсознания или сверхсознания. Естественно, никаких разновидностей сознания "ниже" или "выше" не существует. Нормальный человек имеет одно единственное сознание, которое и работает по всему кругу информационных направлений, в любом ключе времени (прошлое, настоящее, будущее) и с различной интенсивностью. Правда, относительно различий в интенсивности работы сознания современная наука ничего определенного и отвечающего реальности сказать не может.

Принято считать, что работа сознания происходит по следующей схеме. От органов чувств информация в форме каких-либо сигналов, распространяющихся по нервным волокнам, поступает в головной мозг, который производит ее обработку и формирует ответную реакцию. Такой реакцией могут быть команды отдельным участкам самого головного мозга или передаваемые в спинной мозг команды на управление различными органами. Ошибочность подобного рода суждений обусловлена прежде всего их необоснованной упрощенностью, из-за которой не учитывают, к примеру, проявления интуиции, т.е. восприятие информации помимо органов чувств или обработка ее без задействования головного мозга, а также известные в медицине случаи сохранения работы сознания без заметных отклонений при, казалось бы, несовместимых с этим поражениях тканей головного мозга. Не объясняют и многое другое, в частности, действие памяти. Представителям науки очень близки аналогии работы сознания и органов чувств с функционированием различных технических устройств. Это напоминает особенность фольклора некоторых народностей: что вижу, то пою. Если используемые для таких аналогий устройства объединить, то получится агрегат, содержащий релейно-контактное устройство типа телефонной станции, часы, компьютер, блок памяти, программный блок, фотоаппарат, телевизор, радиоприемник, генератор частот, радар и многие другие элементы. По мере создания новой техники этот перечень пополняется. Хотя любой механицизм, будь то классический (например, И.М. Сеченов сравнивал работу нервной системы с действием блока центробежных регуляторов Уатта [6]), электронно-кибернетический или какой-либо иной, неуместен из-за принципиальных различий работы сознания и техники, неоправдан, поскольку специфику работы сознания не проясняет, и необоснован, так как некоторые верные представления о работе сознания сложились еще в те времена, когда современной техники не было и аналогии с ее работой возникать не могли. Сущим кошмаром для науки стали компьютеры. Не пора ли уже считать их носителями разума или еще подождать, пока увеличится их быстродействие и расширятся другие функциональные возможности? Подобные соображения основаны на подмене понятий: сознание подменяют быстродействием счета, перебора вариантов или выполнением других операций. При этом упускают из вида, что эти средства оргтехники для того и создавали, чтобы обеспечить возможность более рациональной работы человеческого сознания, освободив его от обременительной рутины счета, формализованного перебора или иных утомительных действий. Но технические показатели и параметры этих устройств не имеют никакого отношения к сознанию.

Возможны и другие примеры. Но приведенные выше характерны тем, что позволяют обозначить основные недочеты в изучении сознания. Они заключаются в следующем. В настоящее время отсутствуют четкие и обоснованные представления о сущности работы сознания, об обеспечивающих работу сознания формациях помимо органов чувств и головного мозга, об отличии работы сознания от функционирования технических устройств, о различиях в интенсивности работы сознания.

Данная работа посвящена рассмотрению и разрешению перечисленных выше проблем. Результаты исследования могут представлять интерес для широкого круга специалистов.

Новые подходы к проведению исследований

В последние годы сложились новые концептуальные и методологические подходы к проведению научных исследований. Основу теории составили концепции и положения нового комплексного научного направления - энергоинформатики [7-9]. Среди них можно отметить следующие: наличие у любого объекта живой и неживой природы или у каждого процесса и явления полей рассеяния энергии, которые вблизи объекта или явления имеют вид полевых структур или оболочек (кластеров) с четко выраженными границами; рассмотрение информации как физического явления распространения данных об объекте или процессе также с полем рассеяния и присущим ему специфическим кластером; обусловленность наличием полей рассеяния и их кластеров дистанционного взаимодействия и взаимовлияния объектов; наличие общего энергоинформационного или, более кратко, информационного поля, образуемого совокупностью полей рассеяния и их кластеров. Основой методологии стала одна из разновидностей интуиции, которую принято называть биолокацией. По своей сути она представляет собой эвристически, формализованную интуицию [10-12]. Еще более результативную двойную формализацию обеспечивает смещение или изменение хода инструмента (рамки, лозы, маятники) при инструментальной биолокации. Была также разработана усовершенствованная эвристика для высокоэффективной аналитической деятельности. Кроме того, были сформулированы некоторые основы общей научной методологии [10, 12]. Такого рода исследования и обобщения ранее не проводили. Уникальные возможности биолокации с позиций энергоинформатики в сочетании с усовершенствованной эвристикой и четкими положениями общей научной методологии позволяют исследовать такие объекты и явления и такие взаимосвязи между ними, изучение которых иными методами исключено.

Основные определения

Есть много разнообразных определений сознания и других связанных с ним понятий. Обычно их отличают неточность и неоднозначность формулировок, многословность, путаница понятий, тавтология терминов. А главное - известные определения не носят обосновано обобщающего характера, без чего они не могут считаться правильными. Для формулирования обоснованного определения сознания с высокой степенью обобщения автором были использованы некоторые приемы системного анализа, который предусматривает обязательное установление специфики связей между элементами системы, и индуктивно-дедуктивного анализа, определяющего условия необходимости и достаточности.

Для рассматриваемой проблемы необходимым условием является наличие или существование системы, включающей объект (индивидуум), окружающий мир и взаимосвязь между ними. Условие достаточности заключается в том, что объект может считаться разумным, наделенным сознанием или имеющим сознание, если он обладает свойством самостоятельно устанавливать осмысленную (т.е. уясненную им самим) взаимосвязь с окружающим миром. Эти положения позволяют сформулировать обобщающее определение самого сознания и определения ряда других связанных с ним понятий с использованием единой терминологии.

Сознание (разум, интеллект) - способность устанавливать осмысленную взаимосвязь с окружающим миром.

Работа сознания (мышление, мыслительный процесс, ментальная деятельность) - осуществление осмысленной взаимосвязи с окружающим миром.

Мысль (соображение, догадка) - достаточно законченное понятие, сложившиеся при работе сознания.

Знание - совокупность достаточно законченных понятий в какой-либо области.

Предложенные определения позволяют избежать многих неточностей, которые могут быть приемлемы в общих рассуждениях, но недопустимы при научных исследованиях. В числе прочего эти определения указывают на принципиальное различие между понятиями, которые особенно часто путают. Сознание или разум - это явление, которое отражает определенную сущность объекта (индивидуума), а работа сознания или мышление - это характерный для данного явления процесс, т.е. последовательность действий и событий.

Сущность работы сознания

Сознание осуществляет взаимосвязь объекта (индивидуума) с окружающим миром, производя разностороннюю обработку информации. В этом и заключается сущность работы сознания. Обработка информации включает ее восприятие, выявление, накопление, запоминание, извлечение из памяти, анализ, синтез, отображение (внутреннее - мыслями или ощущениями, внешнее - различными действиями). Эти в одних случаях этапы, а в других случаях операции работы сознания тесно взаимосвязаны. В процессе мышления они идут одновременно и разделять их затруднительно или даже невозможно. Наиболее тесно связано с другими операциями отображение информации. Другие этапы или операции проявляются более определенно по результатам работы сознания. При восприятии и выявлении информации в основном происходят опознание и идентификация явлений, объектов, личностей, понятий, обозначений. Путем накопления и запоминания информации формируются уровень знаний и жизненный опыт. Извлечение информации из памяти дает материал для идентификации, анализа и синтеза. Прежде всего анализ позволяет формулировать определения, разрабатывать классификации, устанавливать градации и взаимосвязи, делать сопоставления и сравнения, проводить проверки. Обычно на основе синтеза получают ответы, дают оценки, принимают решения, делают выводы и обобщения, выдвигают предложения и рекомендации, а также производят действия, формируют речь, проявляют эмоции.

Тесная взаимосвязь и даже неразрывность этапов или операций обработки информации при работе сознания однозначно указывают на его единственность. В процессе обработки информации никаким подсознаниям, надсознаниям и прочим надуманным разновидностям места нет и быть не может. Что сознание производит обработку информации и потому должно быть едино, достаточно очевидно. Аналогичные соображения и ранее высказывали квалифицированные и компетентные специалисты. Только своеобразием мышления многих представителей науки можно объяснить распространенность укоренившихся ошибок и заблуждений.

Органы и формации, обеспечивающие работу сознания

Колоссальным просчетом науки было и остается рассмотрение объектов живой природы только в качестве биологических систем. На самом же деле и человек, и любой другой организм представляют собой биологически-полевое образование, включающее биосистему и совокупность кластеров присущих ей особенностей [9, 10]. Процессы жизнедеятельности определяются и характеризуются помимо известных факторов также проявлением, воздействием, влиянием и взаимовлиянием различных кластеров самого объекта и окружающей среды. Эти новые положения имеют большое научное значение.

В работе сознания задействованы центральная нервная система (ЦНС), органы чувств и ряд полевых образований. При проводившихся ранее исследованиях [9] были выявлены кластеры, которые производят работу с информацией. К числу кластеров, осуществляющих восприятие (перцепцию) информации из информационного поля, относятся следующие: кластеры, места выхода которых за пределы биосистемы называют точками активации, а также биологически активными точками - БАТ, точками акупунктуры и акупрессуры; кластеры, места выхода которых за пределы биосистемы называют чакрами; один из кластеров, охватывающих биосистему в виде оболочек, который по поперечным размерам может превосходить все другие кластеры. Этот кластер является к тому же основной полевой формацией, обеспечивающей анализ и синтез информации, и потому может быть назван основным. Рассеяние информации об объекте осуществляет преимущественно особый информационный кластер, также охватывающий биосистему.

Перцептирующие полевые формации обладают определенной автономностью функционирования: кластеры активации и в еще большей степени чакровые кластеры изменяют свои поперечные размеры и положение в пространстве, а основной кластер расширяется, сжимается или односторонне сдвигается относительно биосистемы [9]. Другое проявление автономности заключается в том, что обработку информации они производят в некоторой степени самопроизвольно, т.е. отчасти независимо от воли объекта (индивидуума).

Представляется целесообразным более подробно рассмотреть некоторые особенности информационного кластера. Большинство людей не знают расположения точек активации, но слышали о них, не обращали внимания на проявления чакровых кластеров на фотографиях, хотя, возможно, знакомы со схемой расположения некоторых чакр, и не догадываются, что представления о существовании основного кластера имелись в древности, до конца XIX - начала XX вв. входили в систему мировоззрения многих ученых, распространены в религии, сохранились до наших дней в ряде терминов и во многих речевых оборотах. Другими словами, об этих кластерах хоть что-то, но известно пусть и косвенным образом.

Иное дело информационный кластер. О его существовании не знает даже узкий круг специалистов, тогда как все человечество на протяжении своей истории располагает возможностью получать представление о его конфигурации. И вот почему. У любого материального объекта живой или неживой природы этот кластер имеет более или менее грибовидную форму. В соответствии с одним из принципов или эффектов энергоинформационной конформности объект, имеющий свойство видоизменяться, повторяет в большей или меньшей степени конфигурацию своего информационного кластера. Причем по мере изменения формы информационного кластера меняется и конфигурация объекта в процессе видоизменения, роста или развития. Этим закономерностям подчиняются объекты неживой природы даже с очень значительными энергетическими проявлениями. Примером служит облако взрыва или мощное кучевое облако. Наиболее заметными биообъектами с грибовидными очертаниями являются деревья. Плодовые тела грибниц, т.е. всем знакомые грибы, примечательны тем, что почти точно повторяют форму и все изменения своего информационного кластера. Есть ряд морских животных, у которых грибовидность очень выражена, - это медузы, осьминоги, кальмары, каракатицы. Несколько своеобразную грибовидность имеют люди и многие животные (одна из разновидностей редко встречающегося гриба звездовика очень напоминает стоящее на четырех лапах животное [13]). В предельных случаях грибовидность может вырождаться в стреловидность (кристаллы, ростки и побеги растений, трава, черви, пресмыкающиеся, миноги, угри), округлость (мелкие пузыри газа и капли жидкости, мыльные пузыри, звезды, формирующиеся планеты, молодые грибы дождевики, асцидии, морские ежи), уплощенность (крупные пузыри газа, лишайники, плоские черви, рыбы с горизонтальной уплощенностью типа камбаловых или скатов, рыбы с вертикальной уплощенностью). Таких примеров множество. Так что, не подозревая о том, люди многое знают об особенностях конфигурации информационного кластера, поскольку постоянно наблюдают его отображения и проявления. Непривычное для многих рассмотрение информации в качестве физического явления рассеяния или распространения в пространстве данных об объектах самым тесным образом переплетено с обыденностью и повседневностью. Но выявить и сформулировать это явление и установить форму информационного кластера и ее разновидности можно было только при проведении исследований с позиций энергоинформатики.

По конформности объектов и их информационных кластеров следует отметить, что ту или иную грибовидность имеют не только сами видоизменяющиеся объекты в целом, но и их отдельные части, а для биообъектов - и их органы. В научном плане на эти очевидные особенности не было обращено внимание, тогда как на практике такие особенности учитывают для людей (одежда, обувь, головные уборы, аксессуары, мебель, эргономические аспекты и пр.), животных (арканы, капканы, ошейники, упряж, путы, условия содержания и пр.) и растений (ширина междурядий, условия ухода и сбора урожая и пр.). А знакомые всем грибы всегда привлекали внимание видимой и известной или воспринимаемой интуитивно необычностью, и им приписывали разные таинственные свойства.

Обратимся к основной теме. Помимо перцептирующих кластеров в работе сознания задействованы и другие полевые образования. Ими являются полевые энергоинформационные каналы, которые представляют собой тонкие шнуровые участки тех или иных кластеров, проходящие по поверхности биосистемы или через саму биосистему. Посредством этих каналов основной кластер, чакровые кластеры и кластеры активации соединены между собой, с периферийной нервной системой и ЦНС. Причем имеются каналы, соединенные по отдельности с головным или спинным мозгом. По полевым каналам и происходит передача информации и результатов ее обработки. Напрямую или опосредовано эти сигналы и проходящие по нервным волокнам сигналы от органов чувств поступают в головной и спинной мозг. Каждый из них в основном выполняет коммуникационную функцию и обеспечивает отображение информации. Спинной мозг преобразует сигналы в различия ощущений и двигательные реакции. Головной мозг отображает информацию в зрительных образах или делает возможным иное их осознание, а также обеспечивает работу оперативной памяти и инициирует задействование долговременной памяти. Последнее достигается активацией тех или иных участков мозга, соответствующих определенным информационным направлениям. По нервным волокнам и полевым каналам сигналы-запросы от этих участков поступают в перцептирующие кластеры, которые воспринимают необходимую информацию из информационного поля и передают в головной мозг на осознание. Таков реальный механизм долговременной памяти.

Здесь следует изложить некоторые основные положения энергоинформатики, относящиеся к информационному полю. Первое: в каждой точке пространства и в какой-то момент времени содержится информация обо всех объектах во всем пространстве и для любого момента времени. Касательно информации и пространства сходные соображения высказывали и ранее. Основные уточнения относятся к фактору времени и наличию объектов. Предложенная автором формулировка является исчерпывающей. Второе: по всему кругу информационных направлений биообъект наиболее легко воспринимает из информационного поля те данные, которые были рассеяны в пространстве его собственным информационным кластером, а по некоторым информационным направлениям развития и жизнедеятельности - также и те данные, которые были рассеяны информационными кластерами других представителей его вида. Третье: перцепция информации о прошлом (ретроспекция) происходит намного эффективнее перцепции информации о будущем (проспекции). Эти положения базируются на широкой практике и результатах обобщения обширных материалов и служат элементами теоретического обоснования механизма долговременной памяти. Если учитывать фактор информационного поля в качестве своеобразного банка данных, то можно избежать очень многих ошибок. Причем не только при изучении памяти и сознания, но и других проблем (наследственность, сон и т.д.).

Подведем некоторые итоги. Работу сознания обеспечивают кроме известных биоструктур также и полевые образования: ряд специфических кластеров, которые в основном и работают с информацией, и полевые информационные каналы в виде шнуровых участков различных кластеров. Обработкой информации помимо органов чувств и ЦНС обусловлены интуиция и сохранение работы сознания даже при некоторых серьезных повреждениях головного мозга. Неосознаваемые интуитивные действия (одно из проявлений интуиции) указывают на наличие автономных информационных каналов непосредственно к спинному мозгу, минуя головной мозг [11]. Механизм долговременной памяти основан на перцепции информации из информационного поля, играющего роль банка данных. Головной мозг только задействует долговременную память, но по своему строению и другим особенностям никак не может выполнять функции накопителя и хранилища обширной, разнообразной и пополняемой информации. Для биоструктур накопительные эффекты всегда связаны с увеличением объема или разрастанием тканей, чего с головным мозгом после завершения развития организма не происходит, хотя накопление информации идет на протяжении всей жизни. Любое хранилище энергии или информации должно обладать свойством статичности или квазистатичности. Однако в структуре головного мозга нет отдела с таким свойством. Многочисленные исследования с использованием электроэнцефалографии показали, что во всех отделах мозга непрерывно идут интенсивные динамические процессы [14, 15]. Наличием информационного поля и восприятием из него информации обусловлены помимо памяти и другие явления. К ним относятся, в частности, особенности поведения и способности, которые принято называть врожденными или наследственными, а также изумляющие исследователей примеры адаптации различных животных, включая насекомых и простейших, к условиям естественного обитания и лабораторных экспериментов [15, 16]. Перцепцию информации осуществляют не только биообъекты, но и отдельные биоструктуры. Соответственно набору генов в ДНК идет формирование биообъектов. Процессы регенерации поврежденных органов и тканей определяются особенностями конкретных биоструктур, благодаря чему из отдельных фрагментов могут даже развиваться самостоятельные особи. Все вышеперечисленное достаточно очевидно и давно могло бы стать совокупностью общепринятых научных понятий, если бы исследования вели с позиций энергоинформатики.

Сознание представляет собой комплексное энергоинформационное явление. Рассмотрение сознания как функции в основном головного мозга глубоко ошибочно и является, с одной стороны, нелепой физиологизацией, при которой мозг рассматривают как железу для выработки мыслей, а с другой стороны - проявлением архаичного мышления, поскольку сознанием наделяют всего лишь отдельную биоструктуру. Очень многое не поддается объяснению в рамках существующих представлений. Поэтому сомнения по поводу их правильности можно услышать в беседах с отдельными специалистами и даже встретить в литературе. Тема сознания представляет интерес для широкого круга людей. Обсуждение этой проблемы и близких к ней вопросов показало, что многие здравомыслящие люди не согласны с принятыми воззрениями. Но поскольку ряд очень важных факторов не учитывался, решить эти проблемы было невозможно. Учет энергоинформационных факторов впервые позволил составить отвечающие реальности представления о сознании.

Вышесказанное не снижает значимости ЦНС, поскольку, как уже говорилось, головной и спинной мозг выполняет очень важные функции: отображение информации и коммутацию различных сигналов, включая задействование механизма памяти. Этим основным назначениям отвечают их строение и другие особенности. Характеристики отображения и коммутации являются показателями совершенства этих органов и, следовательно, работы сознания в целом. Более развитый, чем у животных, мозг человека может более ярко и образно отображать информацию и обеспечивать намного лучшую память. Более совершенный по своему строению спинной мозг может способствовать формированию более тонких и разнообразных ощущений, а также обеспечит большую стремительность и повышенную координацию движений и действий, большую адекватность физиологических реакций, улучшенное протекание биохимических процессов и т.д. Правильное понимание роли этих органов в работе сознания позволило бы избежать многих бытующих десятилетиями ошибок.

Отличие работы сознания от функционирования технических устройств

Проведем сопоставительный анализ сознания и технических устройств по обобщенным признакам.

По определению, сознание - это способность объекта (индивидуума), т.е. свойство самостоятельных действий или проявлений объекта. Техническое устройство самостоятельно действовать не может и работает по командам программ, посредством внешнего управления или от случайных сигналов. Представляет интерес следствие из этого сопоставления. Одним из аспектов самостоятельности является свобода воли, т.е. возможность выбора между стремлением действовать или нежеланием что-то делать. Последнее при отсутствии объективных к тому причин имеет вполне определенное название - лень. Проявлять ее может только объект, наделенный разумом. Этого своеобразного признака сознания техническое устройство лишено. Также соответственно определению сознание представляет собой явление осмысленное, т.е. с уяснением объектом сути и смысла установления взаимосвязи с окружающим миром. Хотя техническое устройство и взаимосвязано с окружающим миром, но оно является объектом неживой природы (искусственного происхождения) и не может уяснять суть и смысл происходящего.

Сознание производит обработку информации, причем, как было сказано выше, этапы или операции этой обработки идут одновременно и разделить их практически невозможно. А техническое устройство выполняет все операции по отдельности и в строгой последовательности.

В работе сознания задействованы присущие живым объектам специфические полевые образования, осуществляющие восприятие информации из общего информационного поля и ее последующую обработку. Технические устройства, будучи объектами неживой природы, таких полей не имеют и иметь не могут.

Результаты проведенного сопоставительного анализа являются объективными, поскольку учитывают энергоинформационные особенности сознания, имеют высокую степень обобщения, что позволяет распространять их на любые технические устройства прошлого, настоящего и будущего, и представляют собой надежное теоретическое обоснование отсутствия признаков сознания у технических устройств и невозможности создания разумных технических устройств в будущем. Это теоретическое обоснование можно отнести и к другим объектам неживой природы искусственного или естественного происхождения. Сознание является исключительным признаком или даже привилегией живого.

Различия в интенсивности работы сознания

Установить соответствующие реальности различия в интенсивности работы сознания человека стало возможным только при использовании рассмотренных выше новых подходов к проведению научных исследований.

В общей последовательности рассуждений сначала надо было определиться с критерием оценки интенсивности работы сознания. В качестве такого критерия предложено рассматривать вероятность разрешения проблемной ситуации при аналитической работе в естественнонаучной и технической областях. Этот параметр является обобщенным, как и любая вероятностная оценка, обоснованным, так как различия в интенсивности работы сознания в наибольшей степени сказываются на результатах аналитической деятельности, и достаточно объективным, поскольку имеет такую тематическую направленность, которая подразумевает наибольшую непредвзятость и беспристрастность. В других областях (социальная сфера, этика, эстетика и т.д.) может заметно преобладать влияние субъективности.

Следующим этапом было выявление основных факторов, влияющих на вероятность разрешения проблем. Одни факторы могут повышать, а другие снижать вероятность. К числу факторов, способствующих увеличению вероятности, относятся специальное обучение (в настоящее время из-за общего упадка культуры стало привычным вместо слова "обучение " ошибочно употреблять термин "образование") и практический опыт. Еще один фактор - самостоятельно приобретенные знания. Совокупность этих факторов характеризует высокую квалификацию. Значительную роль в повышении вероятности разрешения проблем играет интуиция. Однако для проводимого анализа это понятие слишком отвлеченное. Влияющими факторами могут быть только конкретные разновидности интуиции. К ним относятся: общая интуиция по всему кругу информации и направленная интуиция в сравнительно узкой области [10, 11]. Возможно сочетание этих и указанных выше факторов. Когда говорят об интуиции, обычно подразумевают, не ведая о том, именно отмеченные ее разновидности. Их особенностями являются редкая эпизодичность, спонтанность, кратковременность и отсутствие эвристической формализации. Намного более совершенна еще одна разновидность - эвристически формализованная интуиция или биолокация. Она проводится осознанно, длительно и в любое удобное время. Возможна биолокация без инструмента (зрительная, сенсорная) и с использованием некоторых простейших инструментов. В последнем случае достигается более эффективная двойная формализация, о чем было сказано ранее. Биолокация наиболее результативна при использовании инструмента в виде рамки [9]. Для самой биолокации образование, опыт и знания особой роли не играют, но имеют очень большое значение для эвристической формализации биолокационного поиска, а также для описания, отображения, анализа и обобщения получаемых результатов.

Уменьшение вероятности разрешения проблемных ситуаций вызывают разнообразные ошибки: концептуальные, эвристические, методологические и др. При обобщенном анализе их можно учитывать только в совокупности как единый фактор. Еще один комплексный фактор обусловлен присущей большинству людей ментальной особенностью, которая может быть названа затрудненностью осознания объективной реальности. Она имеет многочисленные и разнообразные проявления, в том числе и те, которые свойственны архаичному мышлению. Одно из проявлений очень показательно и заключается в том, что в научном плане эта важная проблема не только не была проанализирована, но даже не была обозначена. Впервые она была рассмотрена в работе [10], а более детально исследована в работе [11]. Многие проявления тесно взаимосвязаны и достаточно четко разделить их можно не всегда. В рамках рассматриваемой научно-технической проблематики могут быть дифференцированы следующие отдельные проявления: недостаточная наблюдательность (смотреть, но не видеть; слушать, но не слышать); вера в непогрешимость существующих научно-технических представлений; склонность к мистике (околонаучной, утопической, религиозной, оккультно-эзотерической, которыми так увлекаются представители науки.).

Количественную оценку искомой вероятности позволяет провести метод биолокации. Однако для повышения достоверности результатов очень желательно иметь какое-то номинальное (базовое, реперное) значение оцениваемого параметра. Этот этап исследования удалось выполнить с помощью усовершенствованной эвристики [12]. Рассмотрим ряд ее положений. Согласно новому определению эвристика представляет собой методологию работы сознания при разрешении проблемных ситуаций и определяет правильность постановки вопроса и получения ответа. В сочетании вопрос и ответ образуют эвристическую схему. Вопросы и ответы могут быть правильными и неправильными. В последнем случае это возможно по объективным или субъективным причинам. Причем субъективность может быть непреднамеренной и преднамеренной. В более общих категориях вопросы подразделяются на разрешимые и неразрешимые, а ответы - на достижимые и недостижимые. Только разрешимые вопросы и достижимые ответы бывают правильными и неправильными. Возможность существования более высоких категорий по сравнению с правильным и неправильным была рассмотрена и ранее в работе [5]. Однако из-за узости темы, неточности терминологии, некорректности рассуждений и ряда других методологических просчетов не удалось в том материале провести обоснованный анализ и сделать правильные выводы. Новые подходы к эвристике позволили оценить важность данного вопроса и результативно использовать его в практической деятельности. На основании изложенного следует, что существует по пяти обобщенных разновидностей вопросов и ответов. В первом приближении вероятность формулирования каждой разновидности вопроса и получения каждой разновидности ответа можно считать одинаковой и соответственно равной 1/5. Эвристическая схема, которая соответствует разрешению проблемной ситуации, включает правильный вопрос и правильный ответ. Вероятность реализации такой схемы будет составлять 1/25 или 0,04. Таким образом, разработанный эвристической анализ позволил впервые дать номинальную оценку вероятности разрешения проблемой ситуации.

Дальнейшая оценка влияния перечисленных выше факторов была проведена с помощью биолокации.

В таблице приведены в порядке возрастания результаты биолокационной оценки вероятности Pi для каждого фактора, осредненные значения этой вероятности и относительные значения , где , - наибольшая вероятность. Полученные результаты представлены графически на рис. 1 в виде серий точек в координатах и . Для повышения наглядности отображения к каждой точке проведена линия вертикальной координаты.

Приступим к анализу результатов.

Перед началом данного исследования планировалось показать возрастание вероятности разрешения проблемных ситуаций в зависимости от различных факторов. Причем предполагалось, что это возрастание будет носить достаточно монотонный характер. Проведенное исследование подтвердило общее возрастание вероятности. Однако был установлен неожиданный факт, который и следует считать главным результатом: выявлены четыре отчетливо выраженные серии вероятностей при разрешении проблемных ситуаций. Это однозначно указывает на работу сознания людей в четырех различных режимах интенсивности. Для этих режимов характерны следующие признаки: реалистичность (т.е. соответствие реальности) и нереалистичность, проявление интуиции формализованной и неформализованной или отсутствие интуиции. Схема классификации режимов работы сознания показана на рис. 2.

Наименее эффективен нереалистичный режим работы сознания, который обычно характерен для различных мистиков, так называемых экстрасенсов (они же - трансмедиаторы и трансиндукторы), и, увы, многих представителей науки и не только склонных к мистике, но и ортодоксов, верящих в непогрешимость существующих представлений. Для следующего по эффективности реалистичного и неинтуитивного режима наибольшего показателя могут достичь специалисты высокой квалификации в какой-то узкой области, выполняющие работу педантично и скрупулезно, но не творчески. Для таких профессий, как корректор, сборщик в часовой и электронной промышленности, бухгалтер и некоторых других, перечисленные качества очень ценны. А при разрешении научно-технических проблем те же качества обеспечивают сравнительно небольшие успехи.

В реалистичном и интуитивном, но неформализованном режиме работает сознание народных умельцев и других талантливых людей, а наибольшие показатели характерны для высококлассных специалистов с творческими способностями, например, авторов десятков и даже сотен изобретений. Самые высокие показатели обеспечивает биолокационный (реалистичный и с формализованной интуицией) режим работы сознания, примером чего являются результаты данного исследования и проводившихся ранее исследований.

Еще несколько замечаний.

Вероятность разрешения проблем может быть и меньше минимальной биолокационной оценки в силу затрудненности осознания объективной реальности по независящим от человека причинам, а именно: для развивающегося сознания (дети, подростки) и при различных патологиях, недомоганиях и дискомфортных условиях. Для случаев выраженной преднамеренной субъективности вероятность может стремиться к нулю или быть равной нулю. Давно подмечено, что мистика сильно блокирует осознание реальности. В результате исследования установлено, что склонность к мистике дает показатель очень близкий к нижнему оценочному значению вероятности. Людям с такой особенностью не следует заниматься научно-технической проблематикой. На разрешение проблемных ситуаций влияет любое проявление затрудненности осознания реальности, в частности, даже недостаточная наблюдательность. Расчетная величина номинальной вероятности и в еще большей степени уточненная оценка влияния различных ошибок показывают, насколько несовершенна работа человеческого сознания. Оценка с учетом ошибок относится к наиболее распространенному методу разрешения проблем, который с претензией на научность называют методом проб и ошибок. Несовершенство этого метода и отрицательное мнение о нем отражают другие названия и многие выражения фольклорного или неформального плана. Такие обычно учитываемые факторы, как обучение, практический опыт и самостоятельно приобретенные знания, не могут радикально изменить ситуацию. Настоятельно необходимо совершенствовать общую методологию работы сознания. В первую очередь за счет развития творческих способностей и упорядочения мышления. А наибольших показателей позволяет достичь использование биолокации. Однако максимальная вероятность разрешения проблем и при использовании биолокации оказалось не столь высокой, как можно было бы ожидать. Ограничение вероятности по верхнему пределу обусловлено рядом факторов. Одним из них является возрастающее влияние причин постановки неразрешимых вопросов и получения недостижимых ответов по мере углубления исследований. Пока нужные данные или возможности для реализации не появятся нельзя формулировать правильные вопросы и получать правильные ответы. Получить такие данные или найти возможности для реализации можно только после разрешения тех частных проблем, которые были выявлены в процессе исследования. Менее значимым фактором являются неизбежные затруднения в формализации по эвристике и биолокации. Главный же фактор - природные ограничения возможностей человеческого сознания. Если у будущих поколений и увеличится верхний предел рассматриваемого параметра, то незначительно.

Заключение

Исследование позволило составить стройную и взаимосвязанную систему научных положений в такой очень непростой и исключительно важной области, как изучение сознания и особенностей его работы. Сформулированные положения имеют множество прямых и косвенных подтверждений и объясняют многие ранее непонятные ядления. Сделан большой шаг вперед в понимании проблем, которые десятилетиями казались и даже считались безнадежно неразрешимыми. Такой прорыв обеспечило использование комплекса принципиально новых подходов в проведении научных исследований. Полученные результаты являются надежной основой для дальнейших проработок.

Литература:

1. Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. М., Прогресс, 1983.
2. Итс Р.Ф. Шепот Земли и молчание Неба: Этнографические этюды о традиционных народных верованиях. М., Политиздат, 1990.
3. Касавин И.Т. "Магия: ее мнимые открытия и подлинные тайны" // Сб.: Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., Политиздат, 1990. С. 58-81.
4. Автономова Н.С. Миф: хаос и логос. Там же. С. 30-57.
5. Ивин А.А. По законам логики. М., Молодая гвардия, 1983.
6. Фейгенберг И.М. Видеть - предвидеть - действовать. М., Знание, 1986.
7. Охатрин А.Ф. Макрокластеры и сверхлегкие частицы // ДАН СССР, 1989, 304(4), 866-869.
8. Меделяновский А.Н. Системная биоэнергетика человека // Сб. Лечебно-профилактическая работа на предприятиях угольной промышленности. М., ЦНИИЭИуголь, 1989. Вып. 7. С. 5-90.
9. Кучеренко В.И. Энергоинформационные основы биолокации // Сб. "Тоннель", 1994. Вып. 8. С. 24-31.
10. Кучеренко В.И. Интуиция и вопросы безопасности. Линия доверия // Информ.-аналит. матер. Центра добровольных сообщений по безопасности полетов, ЦДС БзП-ГНИИИ МО РФ (АиКМ), Москва, 1996. Вып. 4. С. 50-56.
11. Кучеренко В.И. Некоторые особенности феномена человека. Там же, 1997. Вып. 5. С. 81-90.
12. Кучеренко В.И. Теория и практика эвристики: новый подход" // Сб.: Труды Общества раследователей авиационных происшествий, ОРАП, Москва, 1997. Вып. 8-9. С. 162-179.
13. Энциклопедический словарь юного натуралиста. М., Педагогика-Пресс, 1996.
14. Фомин Н.А. Физиология человека. М., Просвещение, Владос, 1995.
15. Вейн А.М. Три трети жизни. М., Знание, 1991
16. Сергеев Б.Ф. Как мозг учился думать. М., Цитадель, 1995.

Об авторе: Кучеренко Владимир Иванович, чл.-корр. Международной академии информатизации, содействующий член Общества расследователей авиационных происшествий

Источник: "Сознание и физическая реальность", т. 11, №5, 2006. С. 58-69.