ridht ТОННЕЛЬ
Выпуск № 22 (2007)
TUNNEL

Ричард Хэйнс (США),
Пол Норман (Австралия),
Владимир Ажажа
(Россия)

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ Ф. ВАЛЕНТИЧА: НОВЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

Резюме. Представлены новые свидетельства относительно известного теперь исчезновения Фредерика Валентича, который летел на самолете "Cessna" вечером 21 октября 1978 г. где-то около Мыса Оутвей юго-западнее Мельбурна. Приводятся показания трех свидетелей, каждый из которых утверждает, что они видели самолет, который спускался вниз под крутым углом, и объект намного больших размеров с зелеными огнями, летевший выше него. Также включена схема самого вероятного курса полета. Основываясь на этом новом свидетельстве, взятом в сочетании с сообщениями самого пилота о событиях, которые он наблюдал в полете, первые два автора делают вывод, что, видимо, существует достаточно свидетельств для предположения, что самолет Валентича, вероятно, врезался в море юго-восточнее мыса Маренго на расстоянии 3-12 миль (4,8-19,3 км) от берега. Остается определить природу большого объекта с зелеными огнями, который сопровождал самолет в течение его крутого спуска. Третий автор приводит полученные в России неординарные данные о явной причастности НЛО к инциденту и исчезновению Ф. Валентича.

Введение

Исчезновение Фредерика Валентича в полете над проливом Басса (Австралия) 21 октября 1978 г. стало одной из наиболее хорошо известных тайн авиации с тех пор, как 3 июля 1937 г. исчезла Эмилия Ерхарт. Сообщения об этом трагическом случае можно найти во многих публикациях ("International UFO Reporter" (1978); "Тайна пролива Басса" (1979); Хэйнс (1987); Норман (1979); Пайнкни и Ризман (1980); Г. Валентич (1980), Ажажа (2002)). Несмотря на скоординированные усилия пилотов и правительственных австралийских поисково-спасательных самолетов никакого следа от самолета "Cessna DSJ" (его регистрационные буквы: "Delta Sierra Juliet" (Дельта Сьерра Джульет)) не было найдено.

Что сделало этот случай такой постоянной и популярной тайной - это зафиксированные радио-переговоры класса "воздух-земля" между Валентичом и Стивом Робеем, дежурным инспектором Мельбурнского международного аэропорта "Tullamarine" в период этого исчезновения. Эту радиопередачу прослушивали и другие пилоты, и из-за интенсивного и непосредственного давления на администрацию гражданской авиации, Департамент транспорта (ДТ) выпустил расшифровку стенограммы этой беседы раньше официального сообщения об этом несчастном случае. На этой 13-минутной магнитной ленте нет ничего, что противоречит новому свидетельству, представленному ниже.

Сообщения об управлении самолетом с другого объекта и о других формах вмешательства в полеты самолетов со стороны необычных объектов, имевших неаэродинамические формы, не являются исключительными. Один из авторов (Р.Х). собрал данные за период 1948-1989 годов: 55 случаев, включающих лидирование самолета; 15 случаев, когда воздушный объект полностью облетал самолет один или более раз; 12 случаев, в которых объект внезапно исчезал из видимости пилота(ов); 22 случая, включающие лобовой подлет к самолету и близкое прохождение мимо него объектов, которые, по-видимому, не были самолетами, и множество инцидентов, в которых оказывалось воздействие на бортовую электромагнитную аппаратуру, когда НЛО был вблизи (Хэйнс, 1992); (Старрок и др.,1998).

Вводная информация

20-летний пилот Фредерик Валентич договорился с "Сауферн Эйр Сервис", расположенным на аэродроме Мурэббин в Мельбурне, арендовал самолет модели "Cessna 182L" с одним двигателем и пропеллером и взлетел в 18 часов 19 минут. Он должен был из соображений безопасности общаться по радио с персоналом, обслуживающим полет, в некоторых определенных контрольных пунктах. Местом его предназначения был остров Кинг, на полпути между австралийским материком и оконечностью о-ва Тасмания. Полет со скоростью 120 миль (193 км) в час (без учета ветра) от мыса Оутвей к самому близкому пункту суши на острове Кинг составляет приблизительно 48 миль (77 км) (24 минуты полета) на высоте 4500 футов (1371,6 м). Солнце село в 18 часов 48 минут; но было почти 19.00 часов, когда Валентич, наконец, достиг контрольного пункта для радио-доклада около мыса Оутвей. Этот вывод основан на реконструкции курса полета, с учетом скорости ветра. В своем радио-докладе в 09 час 00 минут 29 секунд он сказал: "Мельбурн, Дельта Сьерра Джульет. (Теперь на) мысе Оутвей, спускаюсь на остров Кинг". Он летел точно вовремя. (Отметьте 10-ти часовую разницу между местным временем и временем по Гринвичу, которое используется в официальной расшифровке радио-диалога. Мы будем использовать далее время по Гринвичу).

После поворота налево, он, вероятно, продолжил полет над проливом Басса к ненаправленному маяку (ННМ) на острове Кинг. Летя на высоте 4500 футов (1371,6 м) со скоростью 110-120 миль в час (был попутный ветер приблизительно в десять узлов с СЗ), он сообщил по радио диспетчеру Стиву Робею, что видел "большой самолет на высоте ниже 5000 футов (1524 м)". Было ровно 09 час. 06 минут 14 секунд.

В таблице 1 показана представленная Департаментом транспорта расшифровка стенограммы разговора, поскольку она может, видимо, относиться к новому свидетельству, представленному здесь. Ключом к таблице 1 определяет выбор времени разговора и символы модуляции, которые были добавлены Р. Х. на основании детального анализа оригинальной записи голоса.


Таблица 1
Официальная расшифровка стенограммы разговора между Службой обслуживания полетов (FS) и самолетом "Cessna" (DSJ)

Время (по Гринвичу)
От кого
Кому
Текст
9:06:14
DSJ
FS
Мельбурн, это - Дельта Сьерра Джульет. Есть ли какие-либо известные передвижения ниже пяти тысяч?
9:06:23
FS
DSJ
Дельта Сьерра Джульет. - Никаких известных полетов
9:06:26
DSJ
FS
Дельта Сьерра Джульет. Мне видится большой самолет ниже 5000
9:06:46
FS
DSJ
Дельта Сьерра Джульет. - Какой тип самолета?
9:06:50
DSJ
FS
Дельта Сьерра Джульет. - Я не могу подтвердить. Это четыре ярких.., которые мне кажутся посадочными огнями
9:07:04
FS
DSJ
Дельта Сьерра Джульет. [Это подтверждение пилоту, что "земля его услышала"]
9:07:32
DSJ
FS
Мельбурн, это Дельта Сьерра Джульет. Самолет только что пролетел надо мной по крайней мере на тысячу футов выше.
9:07:43
FS
DSJ
Дельта Сьерра Джульет - Вас понял, и это, это большой самолет - подтверждаете?
9:07:47
DSJ
FS
... неизвестен из-за скорости, с которой он двигается.., есть ли там какой-нибудь самолет военно-воздушных сил в видимости? ~
9:07:57
FS
DSJ
Дельта Сьерра Джульет. Никакого известного самолета в видимости.
9:08:18
DSJ
FS
Мельбурн ... он приближается теперь с востока - ко мне.~
9:08:28
FS
DSJ
Дельта Сьерра Джульет.
9:08:42
DSJ
FS
// Открытый микрофон в течение двух секунд //
9:08:49
DSJ
FS
Дельта Сьерра Джульет. Мне кажется, что он играет в своего рода игру. '- Он пролетел надо мной два-три раза на скоростях, которые я не могу определить'.
9:09:02
FS
DSJ
Дельта Сьерра Джульет - Вас понял. Каков ваш действительный эшелон?
9:09:06
DSJ
FS
Мой эшелон - четыре с половиной тысячи, четыре, пять, ноль, ноль. ~
9:09:11
FS
DSJ
Дельта Сьерра Джульет... И подтвердите - Вы не можете идентифицировать самолет.
9:09:14
DSJ
FS
Подтверждаю. '
9:09:18
FS
DSJ
Дельта Сьерра Джульет - Вас понял ... оставайтесь на связи.
9:09:28
DSJ
FS
Мельбурн - Дельта Сьерра Джульет. Это не самолет'... это - //открытый микрофон в течение двух секунд // [Эта пауза была измерена как три секунды. Кажется, что никакая информация не была удалена из записи].
9:09:46
FS
DSJ
Дельта Сьерра Джульет - Мельбурн. Вы можете описать ... - самолет?
9:09:52
DSJ
FS
Дельта Сьерра Джульет..., когда он пролетает, он имеет удлиненную форму' //открытый микрофон в течение трех секунд!// (не могу) идентифицировать больше, чем это. У него такая скорость //открытый микрофон в течение трех секунд//. Он передо мной прямо сейчас, Мельбурн.'
9:10:07
FS
DSJ
Дельта Сьерра Джульет - Вас понял. И насколько большой -объект?
9:10:20
DSJ
FS
Дельта Сьерра Джульет - Мельбурн. Он кажется похожим (на неподвижный). [Автор РХ, основываясь на специальном фильтровании, решил, что эти слова должны быть "преследует меня"]. Что я делаю прямо сейчас, это двигаюсь по кругу, и объект также только двигается по кругу выше меня '... Он имеет зеленый свет,' и металлический вид (как) ~. Он весь светится (на) снаружи. ~
9:10:43
FS
DSJ
Дельта Сьерра Джульет.
9:10:48
DSJ
FS
Дельта Сьерра Джульет //открытый микрофон в течение 5 секунд // [замерены как 3 секунды]. Он только что исчез.'
9:10:57
FS
DSJ
Дельта Сьерра Джульет.
9:11:03
DSJ
FS
Мельбурн, знаете ли Вы, какой самолет я видел? 'Это (тип) военного самолета?'
9:11:08
FS
DSJ
Дельта Сьерра Джульет. Подтвердите, что ... самолет только что исчез.
9:11:14
DSJ
FS
Подтверждаю.
9:11:17
FS
DSJ
Дельта Сьерра Джульет. Самолет все еще с Вами? '
9:11:23
DSJ
FS
Дельта Сьерра Джульет... Он - ах... Нор... //открытый микрофон в течение двух секунд// (теперь) приближается с юго-запада.
9:11:37
FS
DSJ
Дельта Сьерра Джульет
9:11:52
DSJ
FS
Дельта Сьерра Джульет - двигатель, неровно работает на малых оборотах. - Я набрал двадцать три, двадцать четыре ... и он кашляет.
9:12:04
FS
DSJ
Дельта Сьерра Джульет - Вас понял. Каковы ваши намерения?
9:12:09
DSJ
FS
Мои намерения, ах ... лететь на остров Кинг. - Ах, Мельбурн, этот странный самолет снова парит надо мной // открытый микрофон в течение двух секунд //, он парит и это - не самолет.
9:12:22
FS
DSJ
Дельта Сьерра Джульет.
9:12:28
DSJ
FS
Дельта Сьерра Джульет - Мельбурн //открытый микрофон в течение 17 секунд//. [Очень странный вибрирующий шум также был слышен в течение этой радио-передачи].
9:12:49
FS
DSJ
Дельта Сьерра Джульет, Мельбурн

Конец расшифровки официальной стенограммы Департамента транспорта.

Примечание:
- = нормальная пауза в связи (основанная на полетном опыте первого автора);
... = пауза длиннее, чем нормальная (то есть, несколько секунд);
' = восходящее изменение интонации голоса в конце предложения (типа вопроса);
~ = нисходящее изменение интонации голоса.
Круглые скобки () включают слова, которые являются открытыми для интерпретации, потому что они ясно не слышны.
Квадратные скобки [] содержат комментарии авторов.

Сбор свидетельств в районе залива Аполлона

В годы, последовавшие за этим случаем, один из авторов (П.Н.) смог найти и взять интервью у многих людей, которые путешествовали или проживали в этом районе вдоль Большой Океанской Дороги, которая проходит на север и юг через залив Аполлона. Сообщения были получены от 20 свидетелей, которые описывали беспорядочно перемещающийся зеленый свет в небе в тоже самое время того вечера, когда пролетел Валентич. Кроме того, П.Н. узнал о трех первичных свидетелях, которые пролили новый свет на этот случай. Они видели и огни маленького самолета и очень большой зеленый свет, двигавшийся непосредственно выше него. Первый свидетель, г. Кен Хансен (псевдоним), сказал жене о том, что он и его две племянницы только что видели на пути домой, но она только посмеялась. На следующее утро он рассказал своим коллегам, которые поверили в наблюдение самолета и скептически прореагировали на большой зеленый объект, летевший выше него. Конечно, в этот день, он, возможно, ничего не знал об описании Валентичем зеленого света, летящего рядом с ним. Хансен решил не говорить на эту тему, чтобы избежать дальнейших насмешек. Годы спустя, он обсудил свое наблюдение с местным полицейским, который позже упоминал эту историю в разговоре с Гвидо Валентичем, отцом пропавшего пилота. Гвидо Валентич тогда же рассказал об этом автору П.Н., который взял интервью у Хансена и его двух племянниц. Обе девочки поведали о тех же самых основных деталях, как и их дядя.

Кроме того два первых автора посетили район между мысом Оутвей и курортным городом залива Аполлона 17 марта 1998 г., и имели возможность встретиться с г. Кеном Хансеном. Хансен живет в курортном городе залива Аполлона. Он подтвердил, что он видел со своими двумя племянницами странное воздушное явление в ту же самую ночь, когда исчез Валентич. А затем согласился пройти на место наблюдения и подробно информировал о каждом моменте увиденного.

Резюме

Предполагается следующее:

1. Высота самолета "Cessna" начала падать приблизительно в 09 час 10 минут 30 секунд, вскоре после того, как Валентич начал летать по кругу ("орбита"). Его двигатель стал неисправно работать в 09 час 11 минут 52 секунды (неисправность двигателя слышна на магнитной ленте).

2. Самолет опускался приблизительно со скоростью 500 футов (152,4 м) в минуту.

3. Радиопередача прекратилась после 09 часов 12 минут 45 секунд видимо из-за экранирования землей.

Несмотря, что НЛО, по описанию Валентича, находился в различных местоположениях, очевидно, что центром внимания этого странного объекта была Дельта Сьерра Джульет.

Основываясь на том, что уже было известно о плане полета и из новых свидетельств очевидца, можно считать, как полагают два первых автора, что Фредерик Валентич, вероятно, врезался в пролив Басса. Рассмотрите следующую линию доказательств.

Во-первых, не были найдены никакие обломки от крушения самолета Валентича. Если бы он потерпел аварию на земле, то поисково-спасательный персонал за эти годы нашел бы обломки крушения. Локализовать место крушения в море - намного более трудная задача.

Во-вторых, самолет Валентича был замечен летящим в южном направлении к востоку от залива Аполлона около 09.00 часов (основано на определенных разумных предположениях).

В-третьих, ясно, что Валентич был дезориентирован самое позднее к 09 часам 10 минутам и, вероятно, ранее. Многие пилоты не будут докладывать об этом руководству из-за страха проведения медицинского обследования, которое создаст опасность для их летной карьеры.

В-четвертых, самолет "Cessna", возможно, пролетел расстояние 27,5 миль (44,2 км) со скоростью 110 миль (177 км) в час в течение этих 15 минут. Конечно, главный вопрос заключается в том, в каком направлении летел Валентич?

В-пятых, Валентич летел кругами в 09 час 10 минут 20 секунд (и, возможно, ранее) и признался в том, что перепутал относительные магнитные азимуты до НЛО в 09 час 11 минут 23 секунды. Ясно, что он не знал, где он был в этот момент. Возможно, что он полетел обратно к материку в какое-то время после 09 часов 06 минут или преднамеренно или по ошибке, находясь в состоянии эйфории от наблюдения странного объекта, которого он видел летящим около своего самолета.

В-шестых, в 09 час 12 минут 09 секунд Валентич сообщил, что этот странный самолет "...снова парит над ним ... и (не был) самолетом". Был ли он тем, что засвидетельствовали г. Хансен и его племянницы с земли спустя минуты? Если это так, то тогда самолет "Cessna" спускался и, возможно, ударился о воду в этой области пролива Басса.

Согласно австралийскому Морскому научно-исследовательскому отчету ("Океанские потоки", 1997), пролив Басса - это мелкий континентальный шельф со средней глубиной от 50 до 70 м. Действие потока и ветра приводит к смешиванию пролива Басса и Тасманового моря, заставляя более соленые, более холодные (1-3°C) поверхностные воды понижаться и падать, подобно водопаду вниз по наклону континентального шельфа, "начиная на полпути между Островом Флиндез и Викторианским побережьем и расширяясь на север почти до побережья Джервиса" ("Океанские потоки", стp. 5). Каскад пролива Басса льется к востоку.

Потоки в проливе Басса "происходят из приливной волны, движущейся на юг вниз по восточному побережью Австралии. Поскольку волна минует восточный вход пролива Басса, часть ее воды отклоняется в него, замедляясь до 80 км в час в более мелкой воде. Остальная часть волны продолжает двигаться с высокой скоростью вокруг Тасмании в направлении часовой стрелки, достигая западного входа в пролив Басса приблизительно через 3 часа. Фронт волны, входящий с запада, встречает фронт волны, входящий с востока, вызывая большие потоки вдоль линии север-юг в середине пролива Басса".

Из-за скорости и силы этих потоков, вероятно, подводные обломки могут переноситься на длинные расстояния. Алюминиевая конструкция самолета "Cessna" Валентича, имевшая относительно малый вес, не утонула бы быстро и при этом он не врылся бы очень глубоко в дно, как якорь или корпус тяжелого судна. Можно было бы локализовать местонахождение специфической области, где такие обломки накопятся в течение долгого времени. Следует использовать компьютерное моделирование, чтобы оценить область нахождения обломков на морском дне, задавая токи и потоки около вероятного пункта удара самолета Валентича о морскую поверхность.

* * *

Возможно, мы никогда не узнаем точно, что случилось с Фредериком Валентичем. Однако, необходимо предпринять попытку определить местонахождение этого самолета. Необходимо провести подводный поиск, несмотря на время, которое миновало с тех пор.

Однако, как полагает третий автор, поиск можно продолжить и в другом направлении. Причиной этому являются сведения, попавшие к нему в 2001 году и которые он, несмотря на их экстравагантность, привел в своей работе (Ажажа, 2002). Суть сводится к следующему. Спустя четыре года после пропажи Ф. Валентича возникло неожиданное продолжение. Летом 1982 года командиру погранотряда подполковнику Казанцеву поступило донесение о задержании в непосредственной близости от советско-китайской границы уфолога Сарычева. При нем нашли сопроводительное письмо председателя Комиссии по исследованию аномальных явлений члена-корреспондента АН СССР В. Троицкого и странную капсулу черного цвета. Эту капсулу Сарычев якобы подобрал на высоте "1204". Внутри находилась свернутая в трубочку пластина из неизвестного материала. На ней - текст на английском языке, нанесенный веществом ярко-оранжевого цвета.

"Я, Валентич Фредерик Дж., был захвачен НЛО вместе с моим самолетом "Цессна" Ввиду ограниченного времени и чрезвычайной опасности моего положения излагаю самое главное.

Мне было предложено стать пилотом космического корабля инопланетян. Вот он, контакт с другой цивилизацией, и осуществляю его я, Фредерик Валентич! Наиболее заманчивым было фантастическое предложение остаться в том же физическом теле, то есть не стареть 25 лет (продолжительность контракта, подписанного мной и инопланетянами). В момент сделки я помнил только, что родители мои умерли, я холост. О девушке, с которой встречался, я даже не вспомнил, что лишний раз свидетельствует о сильном психологическом воздействии, которому меня подвергли.

Гигантский НЛО, где я вынужден работать, - грузовое судно. Экипаж, кроме людей, захваченных, как и я, состоит из двух-трех инопланетян. Все они принадлежат к цивилизации из скопления Плеяды и представляют некую межпланетную организацию с шестью цивилизациями из созвездий Орион, Лебедь и Большой Пес. Инопланетяне утверждают, что ведут на Земле исследовательскую работу, однако это лишь ширма для прикрытия истинной деятельности и успокоения совести других землян, подписавших, как и я, вынужденные контракты. Наш основной груз с Земли - сжиженный кислород, получаемый смонтированными на НЛО установками. Эти "исследователи" крадут самую ценную часть земной атмосферы, а недоумки вроде меня активно им в этом помогают.

Основной маршрут нашего судна "Земля - Каллисто". На Каллисто расположена крупная, постоянно действующая база. Мы делаем иногда по два рейса в неделю.

Боже, помоги мне и тем, кто найдет это письмо! Русский или китаец, прошу передать эту капсулу в посольство Австралии в вашей стране".

Загадочная пластина была переслана в посольство Австралии. Созданная там специальная комиссия провела графологическую экспертизу и пришла к выводу, что текст на пластине и записи в инструкторском журнале мельбурнского аэроклуба принадлежат одному и тому же лицу- Фредерику Валентичу.

Что же касается пластины, то вот мнение члена-корреспондента АН СССР Нечая, адресованное в особую экспертную комиссию при Президиуме АН СССР (с грифом "совершенно секретно"): "Потрясающие физико-механические характеристики материала, его необычный химический состав и структура позволяют сделать следующие выводы: материал получен по неизвестным человечеству технологиям и, возможно, вне Земли. Пластина является источником неизвестного излучения колоссальной проникающей способности, засвечивающего все виды кино- и фотопленок".

Эти сведения были опубликованы кандидатом физико-математических наук В. Псаломщиковым в журнале "НЛО" (№21 за 2001 год), членом редакционного совета которого я имею честь состоять.

* * *

От редакции сборника "ТОННЕЛЬ": На сайте http://www.grafskaya.com/article.php?id=156 мы нашли воспоминания украинского писателя Сомова Леонида Аркадьевича, который узнал об исчезновении Ф. Валентича и последующих событиях на Дальнем Востоке из российского журнала "Калейдоскоп", который случайно был оставлен на сидении вагона киевской подземки.

Вот, что он пишет: "А теперь я обращаюсь к своей памяти и вот что могу сообщить. Конечно, не мне судить о содержимом этой капсулы! Но в 1982 году я служил на ДВК близ ст. Иман на погранзаставе, которой действительно командовал подполковник (кстати, родом из Сак) Игорь Валерьянович Казанцев. Я готовился к увольнению в запас и летом 1982 года (в августе), помнится, заступил в наряд по охране советско-китайской границы.

Ближе к вечеру это и произошло. У подножия одной из сопок (но точно помню, что она не носила топографического номера 1204) мы зафиксировали дым от костра и вскоре допрашивали мужчину лет сорока в ковбойке, плотных шароварах, с полным туристическим снаряжением. Он уверял нашего сержанта, что имеет весьма солидное разрешение от местных краевых властей на изыскательские работы.

Однако порядок есть порядок: мы препроводили геолога в расположение части и сдали дежурному по заставе. Помнится, при обыске мы у него нашли очень сильный фонарь и действительно какой-то темный продолговатый футляр, в нижней части которого неупорядоченно было выбито два десятка точек, складывающихся в асимметричный орнамент.

Я балуюсь с детства кистью и карандашом, так что обратил особое внимание на странный точечный калейдоскоп... Что было дальше с задержанным, я не знаю. Но вот публикация в "Калейдоскопе" пробудила мою память и заставила все-таки кое во что необычное, так сказать, слегка поверить. Многое совпадает, господа!"

Литература:

1. The Bass Strait mystery. (1979, February). Australian UFO Bulletin, pp. 7-11. Foreign forum. International UFO Reporter (1978, December). 3, 2-10. Haines, R. F. (1980). Observing UFO. Chicago: Nelson-Hall.
2. Haines, R. F. (1981). Results of sound spectrum analysis of a tape recorded radio transmission between Cessna VH:DSJ and Melbourne Flight Service: I. The metallic noises. The Journal of UFO Studies, 3, 14-23.
3. Haines, R. F. (1987). Melbourne episode: Case study of a missing pilot. Los Altos, CA: LDA Press.
4. Haines, R. F. (1992). Fifty-six aircraft pilot sightings involving electromagnetic effects. Proceedings of the 1992 MUFON UFO Symposium, pp. 102-128.
5. Hawkinds, N. E., & Meyer, M. E. (1965). Time perception of short intervals during finished, unfinished and empty task situations. Psychonomic Science, 3, ATS-A14.
6. Norman, P. (1979). Mystery deepens in pilot disappearance case. The MUFON Journal, 141, 5. Norman, P. (1991, March). On the UFO trail. Australian UFO Bulletin, 5.
7. Ocean currents around Tasmania (1997). CSIRO Marine Research [on-line]. Available: http://www.marine.csiro.au/LeafletsFolder/tascurrents.html.
8. Pinkney, J., & Ryzman, L. (1980). Alien Honeycomb. Sydney: Pan Books, pp. 81-85. Sturrock, P. A., et al. (1998). Physical evidence related to UFO reports: The proceedings of a workshop held at the Pocantico Conference Center, Tarrytown, New York, September 29-October 4, 1997. Journal of Scientific Exploration, 12, 179-229.
9. Valentich, G. (1980, September). My son Frederick. The Australian UFO Bulletin, 14.
10. Ажажа В.Г. (2002) Под "колпаком" иного разума. Москва: Рипол-Классик, стр. 368-370.