ridht Е.А. Файдыш
кандидат экономических наук,
член-корреспондент МАИ

ТВОРЧЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
(Тезисы доклада)

Долгое время в концепциях искусственного интеллекта господствовало представление о творчестве как процессе комбинаторного перебора. Подавляющее большинство программ, претендующих на моделирование творчества, представляло собой эвристики, сокращающие множество перебора. Сейчас мы хорошо видим, насколько тупиковым и механистическим был такой подход.

Последние открытия, сделанные в области теории динамического хаоса, синергетики, теории фрактальных множеств, ясно показали как сложен процесс порождения нового. Об этом же свидетельствуют и исследования в области психологии творчества. Они показывают, что новое знание продуцируется в особых состояниях психики - измененных состояниях сознания (ИСС). При этом оно возникает как целостный, трудно передаваемый обычным языком образ. Последующие этапы творчества представляют его трансформацию в привычные нам языковые формы (вербальные, визуальные, текстовые и т.д.).

Более подробный анализ показывает, что в ИСС психика превращается в информационно открытую систему, переходит в диссипативный режим, при этом взаимодействие с окружающим миром происходит помимо пяти органов чувств. По сути, вся нервная система становится органом восприятия, реагирующим на информационные потоки как единое целое. Это и делает возможным восприятие целостных, архитипических образов, несущих новое знание. Такое целостное восприятие качественно отлично от привычных нам каналов 10 информации, где сигналы структурируются и последовательно обрабатываются. Оно возможно за счет особенностей диссипативных систем, способных в точках бифуркации реагировать как единое целое на исчезающие малые энергии информационных полей. Именно такой способ восприятия характерен для людей, оказывающихся в контакте с НЛО.

Таким образом, настоящий искусственный интеллект может быть создан, если мы превратим компьютер в открытую диссипативную систему. Естественно, решение этой задачи в полном объеме потребует создания качественно иной структуры ЭВМ, начиная с новой элементной базы. Однако это можно сделать и чисто программными средствами. Для этих целей можно использовать программы, генерирующие фрактальные множества. Алгоритм такой программы построен таким образом, что каждый этап выбора очередной зоны исследуемого фрактала порождает каскад бифуркаций (в частности, за счет взаимодействия человека и ЭВМ). Эта чрезвычайно простая программа порождает удивительно сложные, неповторяющиеся образы, обладающие огромным эмоциональным воздействием. Так, например, программный продукт Fractint (CШA) занимает всего около 600 Кб памяти. Он способен порождать миллионы различных неповторяющихся фракталей, каждый из которых занимает порядка 300 Кб, то есть тут мы имеем дело не с преобразованием, а с порождением новой информации.

Естественно, возникает вопрос: откуда эта информация берется? Одна из гипотез связана с идеями Вернадского о ноосфере в еще более древними представлениями о своеобразных информационных банках Вселенной (Индия, Тибет, Китай). С этой точки зрения и компьютер с фрактальной программой, и человек в ИСС вступают в контакт с этими информационными планами нашей Вселенной.